В конце 2024 года Министерство строительства РФ планирует внедрить изменения, которые позволят продлить срок эксплуатации лифтов, работающих более четверти века. Решение, озвученное на 17-й конференции специалистов лифтовой индустрии, призвано предотвратить массовое отключение подъемных механизмов, исчерпавших свой ресурс, и создать условия для постепенной модернизации лифтового парка страны.
Проблема назрела давно. Действующий технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 011/2011) предписывает демонтаж 120 тысяч лифтов в многоквартирных домах в ближайшие пять лет. Из них 64 тысячи должны быть заменены уже к 15 февраля 2025 года. Однако, без должного финансирования эта задача становится практически невыполнимой. Управляющие организации (УО) окажутся перед дилеммой: либо отключать лифты, выработавшие свой ресурс, рискуя вызвать недовольство жильцов, либо продолжать их эксплуатацию, подвергаясь штрафам за нарушение требований безопасности.
Поиски решения: Минстрой и депутаты Государственной Думы неоднократно предлагали различные механизмы финансирования замены лифтов, включая факторинг, облигации капитального ремонта и инфраструктурные кредиты. Ни один из вариантов не получил широкого распространения. Законодатели пришли к выводу о необходимости внесения изменений в ТР ТС, позволяющих продлить срок службы лифтов на пять лет, то есть до 2030 года. Об этом сообщила заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.
Не автоматическое продление: Важно понимать, что продление срока эксплуатации не будет означать автоматического разрешения на дальнейшее использование всех лифтов, достигших 25-летнего возраста. Юрий Лядунов (руководитель отдела Щербинского лифтостроительного завода) пояснил: техническое состояние каждого подъемного механизма будет оцениваться специалистами индивидуально.
Временная мера: До того, как будут выделены средства на полную замену лифтов, предлагается проводить замену отдельных узлов и агрегатов. Это позволит временно продлить срок службы подъемников. Однако, представители лифтостроительной отрасли выражают опасения, что такой подход приведет к увеличению расходов для ТСЖ, УО, обслуживающих компаний, а в конечном итоге – и для самих жильцов.
В заключение: Продление срока службы старых лифтов – это вынужденная мера, призванная отсрочить массовое отключение подъемников и дать время на поиск решения проблемы финансирования их замены. Крайне важно, чтобы оценка технического состояния каждого лифта проводилась максимально тщательно, а замена отдельных узлов не превратилась в бесконечный и затратный процесс, откладывающий решение проблемы на неопределенный срок. Будущее лифтового хозяйства страны зависит от грамотного планирования, эффективного финансирования и ответственного подхода со стороны всех заинтересованных сторон.